Шрифт:

СЕРГЕЙ ЕФИМОВ

ОСНОВЫ РУССКОГО ЯЗЫКА: СВОБОДНОЕ ПОНИМАНИЕ

 

 

Цель этой книги – свободное понимание

Зачем же шире речки строить мост.
Подарок лучший – то, в чём есть потребность…
У. Шекспир

Если ты, дорогой читатель, хоть раз бывал в книжном магазине, то можешь себе представить, какое количество справочной литературы уже написано о языке. Но упрощает ли это его понимание?

Я работаю со студентами более семи лет. Это люди разных возрастов, уже обученные в школах, институтах и т. п. И по-настоящему грамотных среди них почему-то не так уж и много. Гораздо больше тех, с которыми ещё требуется поработать. Но… ведь их же обучали!

Вспоминая свои школьные годы, должен признаться, что всегда получал не больше тройки по русскому языку. Можно подумать, что грамматика – это невероятно сложная штука, а учащиеся «безнадёжно тупы, ленивы и не хотят учиться». Но любой, кто действительно знает язык, скажет, что грамматика – это очень просто! И если грамматика – вещь простая, а люди отнюдь не тупы, то вывод напрашивается сам собой: всё дело в её изложении!

Представь себе высотное здание, и тебе надо попасть на двенадцатый этаж. Нет ничего проще: ты ставишь ногу на первую ступеньку первого этажа и шаг за шагом (кто-то быстро, а кто-то – как получится) достигаешь цели! Но как бы тебе понравилась такая ситуация: ты доходишь до пятого этажа, а там говорят, что попасть на шестой можно только через девятый!?

Многим русский язык тяжело даётся именно поэтому – нет последовательности, постепенности в изложении. Чтобы понять правило на странице 35, надо знать правило со страницы 129.

И вот ты дочитал до страницы 35… Нетрудно догадаться, где окажется такой учебник.

Кроме того в описание языка добавлено множество специальных слов (их называют термины), и это делает из него целую науку под названием языкознание. И чтобы понять все эти термины, нужно годы потратить на обучение в институтах, и тогда – может быть – ты, наконец, сможешь разобраться, что же такое грамматика. Но когда ты начинаешь изучение языка, тебе уже надо знать эти словечки! А как же иначе понять то, что пишут о языке?

Язык – это средство общения, точно так же, как лопата – средство для копания. И нужно вернуть простоту тому, что изначально просто. Ну кому, скажи, придёт в голову делать науку из лопаты!? Ты просто берёшь её за деревянный черенок, упираешь в землю острой кромкой, надавливаешь и отделяешь пласт земли. Вот и вся лопатология, копатистика или лопатокопание! Ты выяснил, как этим пользоваться, попрактиковался – и всё!

В языке есть свои правила, где сказано, как им пользоваться. Моя цель и цель этой книги – описать обычными словами (понятными каждому, кто может писать и читать) составные части и правила использования русского языка. И сделать это так, чтобы читатель мог оказаться на шестом этаже сразу после пятого, а добравшись до двенадцатого – твёрдо помнить весь свой путь.

Я избрал дружескую форму обращения на «ты» не из-за неуважения к читателю – просто эта форма лучше располагает к общению, ты не против?

Тогда начнём!

 

 

Как читать книгу

Весь секрет в постепенном изложении данных. Если ты не до конца уяснил что-либо в первой части, то тебе будет очень трудно понять вторую; если ты не разобрался с чем-либо на странице 21, то на странице 22 тебе станет неинтересно, захочется заняться чем-то ещё или ты просто заснёшь.

Если на одной стороне листа тебе не всё понятно, то нет смысла переворачивать страницу, а нужно вернуться немного назад, найти то, что осталось не до конца уяснённым, и разобраться с этим. Возможно, тебе требовалось просто придумать несколько собственных примеров для какого-то термина (из тех, что выделены жирным шрифтом), о котором ты недавно прочитал. Для удобства я буду напоминать тебе о необходимости приводить собственные примеры с помощью вот такого значка O. Это будет означать «придумай несколько собственных примеров».

Ты не сможешь запутаться, если будешь помнить, что ответы на вопросы всегда нужно искать в уже прочитанном, то есть вернувшись на шаг назад.

Прочитав таким образом первую и вторую части, желательно вернуться в начало книги и перечитать эти части заново, для того чтобы сложить все кусочки в одну общую картину. После этого можно смело использовать книгу как словарь-справочник, обращаясь к третьей части, оглавлению и указателю для поиска, когда это необходимо. В обретении практических навыков использования языка помогут различные брошюрки с упражнениями, тестами на грамотность, диктантами и другими практическими заданиями. Их можно в изобилии найти в любом книжном магазине – упражняйся много!

Полностью изучив эту книгу, ты сможешь стать грамотным, а когда человек грамотен, он совершает грамотные поступки. В добрый путь! Свободного тебе понимания!

 

 

Грамматика

Грамматика представляет собой набор правил о способах использования слов в том или ином языке, с которыми люди согласились и которые они используют при устном или письменном обмене идеями. Слово произошло от греческого grammatike – «буква, знак». Знать грамматику очень полезно, потому что такое знание позволяет лучше общаться – лучше понимать окружающих и самому не выглядеть странно. А в итоге: множество друзей, хорошая работа, уважение и уверенность в себе. Ну кто ж откажется от такой жизни!? Чтобы освоить грамматику, необязательно тратить годы на обучение в институтах. Есть способ гораздо дешевле, интереснее и проще – читать книги!

В чём разница между профессиональным футболистом и игроком дворовой команды? Профессионал натренирован. Он потратил массу времени на подготовку, прежде чем вызывать восторги болельщиков. То же самое и с грамматикой: читая книги, ты нарабатываешь свою грамотность и увеличиваешь свой словарный запас (то количество слов, которым ты можешь пользоваться в своей речи). А у кого же тренироваться, если не у профессионалов в своём деле – авторов бессмертных произведений мировой литературы! Именно они создают и развивают язык.

Кстати, скорость, с которой ты можешь освоить что-нибудь новое или вообще научиться чему-то, напрямую зависит от словарного запаса. Представь, сколько уйдёт времени на то, чтобы обучить какого-нибудь пещерного жителя такому простому действию, как заполнение анкеты.

Итак, грамматика – это набор правил о строении слов, о способах их изменения и соединения в словосочетания и предложения. При помощи этих правил слова связываются друг с другом в устную и письменную речь так, чтобы между людьми при общении возникало понимание. Это не наука и не учебный предмет (хотя не все со мной согласятся), а то, что делает речь ПОНЯТНОЙ! И разобраться в ней вовсе не сложно.

 

 

Часть I: Основы

Представь, дорогой читатель, что когда-то очень-очень давно способности людей были настолько высоки, что язык им вообще не был нужен. Идеи от одного к другому передавались с помощью мысли.

Например, мне нужно что-то выяснить. Силою мысли я посылаю свой вопрос тому, кто мне готов ответить, а он посылает мне ответ, заставив его появиться в моём сознании. Проще не придумаешь! И никакого языка учить не надо.

К сожалению, в одно прекрасное утро (а может, и не утро) кому-то было очень скучно или неохота отвечать как обычно, и он (вместо того, чтобы заставить идею возникнуть в сознании собеседника) вдруг возьми да и издай какие-то странные звуки...!

Вот здесь-то, дорогой читатель, кончается сказка и начинается наша с тобой действительность. И на сегодняшний день она состоит в том, что от былой простоты не осталось и следа – мы имеем около сотни разнообразных языков и невероятное множество правил, изучение которых не вмещается даже в десятилетнюю школьную программу! И, конечно же, всех этих сложностей не становится меньше год от года, а совсем наоборот. Но мы оставим в стороне сложности и пойдём навстречу простоте.

Кстати, вышеописанный способ передачи идей известен и сегодня – его считают сверхъестественным. Он называется «телепатия», что с древнегреческого означает «далеко (tele) чувствую (patheo)».

 

 

§ 1.1. Язык

Язык – средство выражения и передачи мысли на расстояние при помощи звуков и символов, имеющих известное значение и сочетающихся по известным правилам.

Символ – письменный знак, предмет, жест и что угодно ещё, что может обозначать какую-то идею или содержать в себе какой-то смысл. Произошло от греческого symbolos – «знак, примета». С символами мы встречаемся повсюду: герб – это символ государства; кольца, которыми обмениваются новобрачные – это символ любви и верности; слова, которые написаны на заборе – это символ… Но не будем о грустном.

 

 

§ 1.2. Звук

Звук – простейшая составная часть произносимого слова.

У звука обычно есть свой письменный символ, обозначающий его – это буква.

Буквы, собранные вместе и расположенные в определённом порядке, называются алфавит (от древнегреческого alphabetos – «азбука» – по названию первых двух букв греческой азбуки α – альфа и β – бета).

 

 

Русский алфавит и названия букв

Русский алфавит
Буквы служат для обозначения звуков на письме. Буквы ъ и ь звуков не обозначают, поэтому их и называют знаками: знак твёрдости и знак мягкости.

Буквы могут быть большими и маленькими: А и а; З и з; Д и д.

Большие называют заглавными (или прописными), а маленькие – строчными.

Буквы могут быть печатными и рукописными (с наклоном вправо): Б и Б; б и б; Ж и Ж; ж и ж; Г и Г; г и г.

Звуки образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха.

Речевым аппаратом называют органы человека, участвующие в создании звуков: гортань (1) с голосовыми связками (2), ротовая (3) и носовая (4) полости, язык (5), губы (6), зубы (7), нёбо (8).

Речевой аппарат

 

 

§ 1.4. Слово

Слово – единица языка, которая используется для называния предметов, действий, признаков и т. п. Словами называют то, что действительно существует или может быть как-то воспринято.
Слово

Когда-то давно, несколько тысяч лет назад, в одной книжке написали: «В начале было Слово…» И много воды утекло с тех пор. Но что же должно быть в конце?

Ты раскроешь для себя эту тайну, дорогой читатель, только наберись немного терпения и продолжай чтение.

Вся путаница со словом в том, что для объяснения его смысла требуются другие слова, смысл которых тоже нужно объяснять, а сделать это можно только с помощью других слов, для которых также необходимо какое-то объяснение! Ну скажи, разве здесь можно вконец не запутаться?!

За мной! Всё не так уж и безнадёжно, как выглядит!

Слово, имеющее одно значение, называют однозначным.

Значение – та идея, которая содержится в чём-либо; смысл, которым мы наделяем что-либо. Например, доярка – женщина, выцеживающая молоко из вымени коров и ухаживающая за ними. Здесь не так уж и много путаницы, пока какие-нибудь ребята не назовут этим словом что-либо ещё. Потом ещё. Потом ещё…

И теперь у нас есть окно, в которое мы смотрим, когда хотим узнать погоду на улице; окно, из которого нам выдают деньги, когда мы приходим в банк; окно, куда мы можем забросить удочку, если есть чистое пространство на поверхности водоёма, заросшего камышом; и окно, когда мы можем заниматься чем угодно, так как в этот промежуток времени мы свободны от работы или каких-то занятий.

Слово, у которого несколько значений, называется многозначным, и их в нашем языке большинство.

Основное значение слова – прямое – называет что-либо, а не просто указывает на сходство с чем-то или кем-то.

Когда прямое значение слова уже существует, может возникнуть переносное, т. е. такое, которое передаёт сходство какого-то предмета, явления и т. п. с тем, что уже названо прямым значением. Переносное значение делает называемое более выразительным, ярким, подчёркивая отдельные качества. Возьмём пример, данный выше: окно – застеклённый проём в стене для доступа света и воздуха в помещение (прямое) и окно – промежуток времени, в который кто-либо свободен от занятий (переносное). Я уже не говорю про такие слова, как гадюка, козёл, дубина – прямое значение этих слов в речи людей встречается гораздо реже, чем переносное.

Понимание слов во всех его значениях очень важно, иначе общение может не состояться. И здесь незаменимым инструментом являются словари. Это книги, в которых даются объяснения словам и другие полезные сведения о слове: постановка ударения, произношение, происхождение, способы употребления и т. п. Рассмотрим некоторые группы слов.

Слова, которые употребляет в своей речи каждый человек, называются общеупотребительными: еда, сидеть, одетый и т. д.

Есть слова, которые употребляются жителями той или иной местности – диалектные слова (от греческого dialektos – говор). В Поволжье, например, когда кому-то оказали услугу, в знак благодарности говорят: «С меня угощенье», а в Центральночернозёмном районе – «С меня магарыч». Среди донских казаков услышишь: «У него богатый курень», а на Урале – «У него богатый дом». В окрестностях Выборга скажут: «Он завяз в болоте», а на Крайнем Севере – «Он завяз в няше». В Подмосковье тебя попросят: «Дай лопату», а в Сибири – «Дай заступ». В некоторых районах России говорят «дюже» вместо «очень», вместо «белка» – «векша», а вместо «свёкла» – «бурак».

Некоторые слова были взяты для использования из других языков. Их называют заимствованными. Множество морских слов было заимствовано из голландского языка: юнга, кок, каюта и др.;

дуэт, концерт, балкон, макароны – из итальянского;
балет, абажур, костюм – из французского;
футбол, кросс, митинг – из английского;
кедр, грамматика, август – из древнегреческого и т. д.
Существуют слова и словосочетания, которыми пользуются не все – термины (от латинского, т. е. древнеримского, terminus – предел, граница). Они очень точно называют какой-либо предмет или явление в специальной области и используются только теми, кто занят какой-либо деятельностью в этой области. Это специальные слова.

Например, в медицине есть термин «реанимация» – восстановление угасающей жизнеспособности организма. В конном спорте есть термин «карьер» – самый быстрый способ передвижения лошади.

Или, к примеру, «аллегро» – быстрое, оживлённое звучание (в музыке). Или «пресс» – машина для обработки металлов давлением (в тяжёлой промышленности).

В такой области как русский язык тоже много терминов. Они используются в названиях различных групп слов, которые были объединены по схожим признакам. Вот некоторые из них.

Омонимы – слова одной и той же части речи, сходные по написанию и звучанию, но отличающиеся по значению (от греческого homos – одинаковый + onyma – имя). Их не следует путать со словами, имеющими несколько разных значений (многозначными, у которых значения связаны между собой по смыслу.). Омонимы обозначают разные понятия, например: заставить (заполнить чем-либо пространство) и заставить (навязать выполнение чего-либо против воли); брак (супружеские отношения) и брак (некачественная продукция); ключ (приспособление для закрывания и открывания замка) и ключ (родник) и др.

Синонимы – слова одной и той же части речи, сходные или одинаковые по значению (выражающие одно и то же понятие), но различные по звучанию и написанию (от греческого synonymos – одноимённый):

жаркий – горячий – знойный (связанный с высокой температурой, нагретый);
робкий – несмелый – трусливый (выражающий боязнь, нерешительность в действиях) и др.

Антонимы – слова, противоположные по смыслу и имеющие разное написание и звучание (от греческого anti – против + onyma – имя): север – юг; добро – зло; чёрный – белый; большой – маленький; плакать – смеяться и др.

Все эти сведения, а также много другой полезной информации можно найти в словарях.

В начале было Слово… И ка-а-ак начало-ось!

Человек в своей речи использует слова очень давно. Каждое слово, которое мы сегодня используем в русском языке, имеет свою историю возникновения – этимологию (от греческого etymon – основное значение слова, истина + logos – учение).

Специальные учёные прослеживают происхождение слова до самых ранних письменных источников, дошедших до нас, и анализируют их. Не все слова встречаются в письменных источниках, поэтому в этимологических толкованиях много предположений и домыслов.

 

 

Исторический путь развития восточнославянской языковой группы

восточнославянская языковая группа
Учёные считают, что в восточнославянскую языковую группу входят русский, белорусский и украинский языки в том виде, в котором мы их знаем сейчас. Они развились из Древнерусского языка (языка восточных славян – наших предков), который сформировался в Киевской Руси около седьмого века нашей эры и просуществовал примерно до пятнадцатого века. Известны письменные источники, сохранившиеся с двенадцатых-тринадцатых веков.

Старославянский язык – это язык южных славян (к ним относятся болгары, сербы, хорваты и др.). Он оказал влияние на древнерусский, как полагают учёные.

Предполагается, что источником древнерусского (так же, как и старославянского) был Общеславянский (или праславянский) язык. Так называют язык, объединяющий все славянские языки в одну группу. Считается, что он сформировался около 3000 лет до н. э. Письменные источники неизвестны.

Также считается, что существовал Индоевропейский язык – предполагаемый язык-предок, из которого развились все языки, входящие в многочисленную индоевропейскую семью языков (см. словарь терминов).

Было время, когда мы все согласились использовать язык, чтобы общаться друг с другом. И если человек не изучает правила языка и не использует их, он нарушает эти соглашения и как бы выходит из круга общения – совсем или частично. Попытки вступить в общение не приводят такого человека к хорошему пониманию с окружающими, т. к. ему трудно выражать свои мысли доходчиво, и он всё меньше и меньше желает общаться и участвовать в этом.

Для того чтобы мысль могла быть передана другому, слова необходимо складывать по определённым правилам. Но об этом позже.

В начале было Слово… Но что же должно быть в конце?

А в конце должно быть ПОНИМАНИЕ! Ведь понимание – это и есть жизнь, не так ли?

И мы незаметно подбираемся к словосочетаниям и предложениям, поэтому я поспешу растолковать тебе их значение, хоть это и слегка не вписывается в наш разговор о слове.

Предложение – отдельное высказывание, законченное по смыслу и отделяемое от других высказываний паузой в конце. Отдельным высказыванием может быть слово или несколько слов, в которых выражается утверждение, вопрос, сообщение, приказ, просьба и т. п.:

Как твое имя? Дай руку. Сегодня жарко. Красота!

Словосочетание – два (или более) слова, которые соединены по определённым правилам и по смыслу: голубые глаза, дорога к дому, работать в течение часа и др.

 

 

§ 1.25. Предложение

Предложение отличается от словосочетания тем, что оно содержит в себе сообщённую мысль, которая является законченной по смыслу и по интонации.

Интонация – звуковая окраска; характер звучания речи, который выражает то или иное настроение, то или иное отношение говорящего к тому, о чём он говорит. Этот характер звучания связан с повышением или понижением голоса, долготой или краткостью звучания и пауз, усилением или ослаблением выдыхания при произношении, быстротой или неторопливостью протекания речи во времени (от латинского intanare – громко произносить).

Русский алфавит

Теперь мы подробно рассмотрим части, из которых складываются предложения. Эти части называются членами предложения.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи (мысли) и отвечает на вопросы: КТО? ЧТО? Подлежащее – это то, о чём сообщается в предложении, и к нему можно задать вопрос: о чём (о ком) говорится в предложении?

Например: Над городом повисла туча. Ветер рвал листву с деревьев. Сегодня погода хорошая.

Подлежащее отвечает на общий вопрос: кто (что) является предметом речи? Подлежащее является независимым членом и выражается обычно существительным, местоимением или другой частью речи, которая выступает в значении существительного в именительном падеже:
Собравшиеся (прич.) шумели и не хотели расходиться;
Сто монет (числ.) на троих не делится без остатка;
Умелый (прил.) везде пригодиться;
Ура (межд.) разнеслось над строем;
Завтра (нар.) наступает в полночь;
К полночи все (мест.) разошлись;
Стоять (гл. в инфинитиве) на улице было холодно;
Никто (мест.) не отозвался;
Луна (сущ.) осветила ночное небо и др.
Подлежащее также может быть выражено: Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? ЧТО С НИМ ПРОИСХОДИТ? КАКОВ ОН? ЧТО (КТО) ОН ТАКОЕ? и др.

Например: Над городом повисла туча; Ветер рвал листву с деревьев; Млечный Путь виден на ночном небе в конце августа; Сто монет на троих не делится без остатка и т. п.

Сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении, называется простым глагольным сказуемым:
Мой дом стоит рядом с дорогой (изъявительное);
Ты заходи в гости (повелительное);
Я бы ни за что не догадался (условное) и т. д.
Простое глагольное сказуемое может быть выражено:
  1. глаголом в форме сложного будущего времени: Поезд будет стоять сорок минут;
  2. глаголом быть со значением наличия или существования кого/чего-нибудь: Хорошие люди были, есть и будут в нашем городе; У меня была собака;
  3. фразеологизмами, если в них есть спрягаемый глагол: Находясь на этом посту, он просто набивал карманы; Больной пришёл в себя.
Простое глагольное сказуемое согласуется с подлежащим: Если подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным, то сказуемое-глагол может стоять как в единственном, так и во множественном числе: Ему стукнуло пятнадцать лет; На столе лежали два яблока и т. п.

Если подлежащим является существительное, имеющее собирательное значение (см. § 1.10.), то сказуемое ставится в единственном числе: Листва горела ярко и без дыма; У нас работает только молодёжь; Шумела детвора и т. п.

В том случае, когда подлежащее выражено существительным с собирательным значением, которое сочетается с другим существительным в родительном падеже множественного числа, сказуемое ставится во множественном числе, если речь идёт о предметах одушевлённых или если подчёркивается активность каждого из участников действия: Большинство горожан (одуш.; Род. п.) читали (мн. ч.) эту книгу; Куча обезьян (одуш.; Род. п.) разлеглись (мн. ч.) под деревом; Ряд сотрудников (одуш.; Род. п.) не пришли (мн. ч.) на собрание и т. п. Сказуемое ставится в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевлённые: Ряд спелых арбузов (неодуш.; Род. п.) лежал (ед. ч.) на прилавке; Куча камней (неодуш.; Род. п.) свалена (ед. ч.) у ворот; Большинство ключей (неодуш.; Род. п.) потеряно (ед. ч.) и т. п.

 


 

Составное глагольное сказуемое – это сказуемое, выраженное не одним, а двумя словами, которые составляют две части (основную и вспомогательную). Например: Мы начинаем учиться.

(вспомогательная) --> начинаем учиться <-- (основная).

Основная часть составного глагольного сказуемого несёт в себе главный его смысл и выражается инфинитивом:

Вы можете сесть <-- (инфинитив).

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражается глаголом, который называется вспомогательным и лишь указывает на:
  1. начало, продолжение или конец действия: Студент принялся обучаться; Лектор продолжал говорить; Наконец перестал лить дождь;
  2. желательность или возможность действия: хотеть, мочь, уметь, желать, решить, собираться и др.;
  3. то или иное отношение к действию: Я обожаю учиться; Он не любит работать и т. п.
Вспомогательный глагол в составном глагольном сказуемом играет роль связки.

Связка – слово, употребляющееся в сочетании с другими словами для образования составных форм, где оно утрачивает в той или иной мере своё смысловое значение и становится служебным словом, выражающим лицо, число, время, род и т. д. или придаёт дополнительные смысловые оттенки другим словам (быть, стать, начать, мочь, хотеть, стараться, уметь и др.): Он начал работать; Автомобиль не желал заводиться и др.

В качестве связки составное глагольное сказуемое может иметь краткое прилагательное (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) в сочетании с глаголом-связкой быть в форме одного из наклонений: Я должен буду уехать; Он рад был бы уехать; Ты обязан был уехать и т. п.

Глагол-связку быть следует отличать от смыслового глагола быть в значении «находиться; иметься; существовать; посещать»: Я не был в городе с лета – сравни: Он должен был прийти сегодня.

В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значение движения, состояния (прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять и др.): Я приехал отдохнуть в деревню; Мы отправились рыбачить на озеро и т. п.

 


 

Составное именное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из именной части, выражающей его смысловое значение, и вспомогательной части.

Именная часть составного именного сказуемого выражается:
  1. именем прилагательным: Конь был очень красив; Утро было замечательным;
  2. именем существительным: Знание – лучшее оружие; «Шут был вор – он воровал минуты, грустные минуты у людей…» (В. Высоцкий);
  3. именем числительным: Он был первым в списке; Три на три будет девять;
  4. кратким страдательным причастием: Окна были занавешены; Скамейка была окрашена;
  5. местоимением: Телефон был мой;
  6. наречием: Выстрел был навскидку; Все хлопоты были впустую;
  7. словосочетанием: Волны были тёмно-синего цвета;
  8. фразеологизмом: Работа была не бей лежачего.
В именную часть могут входить союзы как, будто, точно, словно и др., которые вносят в сказуемое значение сравнения:

Его лицо было как помидор и т. п.

Вспомогательная часть выражается в виде глагола-связки быть, которая в настоящем времени (есть) обычно отсутствует (нулевая связка): Жизнь есть игра; Воспитание молодежи – важное дело.

В последнем примере нулевая связка, т. е. глагол-связка есть (форма настоящего времени от глагола быть) отсутствует, а на его месте стоит тире.

В качестве глагола-связки могут употребляться слова: стать, делаться, являться, считаться, казаться, называться, представлять собой и др.: Здание представляло собой крепость; Туман казался дымом пожаров и др.

Среди составных сказуемых имеются сказуемые смешанного типа, которые включают элементы как глагольного, так и именного сказуемого и поэтому складываются из трёх и более частей:

В состав таких сказуемых входит связка и существительное (т. е. элементы составного именного сказуемого) плюс инфинитив (элемент составного глагольного сказуемого).

Как и в составном именном сказуемом, связка быть в таких сказуемых в настоящем времени не употребляется:

 


 

Простое предложение имеет одну грамматическу основу (см. § 1.4.1.). В таком предложении может быть два главных члена (и подлежащее, и сказуемое – простое или составное), или один (либо подлежащее, либо сказуемое): Когда в предложении есть только главные члены (без второстепенных), то оно называется нераспространённым: Простое предложение кроме главных членов (грамматической основы) может содержать и второстепенные члены предложения, которые поясняют главные или другие второстепенные члены. Если в предложении кроме главных есть и второстепенные члены, то оно называется распространённым предложением. И сейчас мы подробно их рассмотрим.

 

 

§ 1.44. Сложное предложение с разными видами связи

  1. Бессоюзная и сочинительная связь:
    Береги природу: она помогает нам в выживании, и сама требует к себе такого же отношения.
  2. Бессоюзная и сочинительная связь
  3. Бессоюзная и подчинительная связь:
    Честный бизнес сегодня не в модея уверен, что вы лучше знакомы с ситуацией и поймёте меня правильно.
  4. Бессоюзная и подчинительная связь
  5. Бессоюзная, подчинительная и сочинительная связь:
    Раньше в нашем городе строились одни пятиэтажки; они заполонили западную часть, которая находится на возвышении, и стали разрастаться дальше, но лес не уступал территорию городу.
  6. Бессоюзная, подчинительная и сочинительная связь
  7. Сочинительная и подчинительная связь:
    Луна спряталась за тучи, и ночь стала совершенно непроглядной, как будто я сидел взаперти в маленькой комнатушке.
Сочинительная и подчинительная связь
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью могут оказаться рядом сочинительный и подчинительный союзы. Запятая между сочинительным и подчинительным союзами ставится тогда, когда после придаточного предложения с подчинительным союзом нет других союзов: Я ехал домой, и, чтобы моё появление было неожиданным, никому не сообщил об этом – сравни: Ночное небо прояснилось, и хотя было всего четыре утра, но видимость была отличная.

 

 

§ 1.54. Знаки препинания

Знаками препинания называют набор символов какого-либо языка, служащих для обозначения границ смысловых отрезков в тексте и в предложении. Эти символы позволяют пишущему и читающему одинаково понимать написанное. Они выражают то, что не может быть выражено с помощью букв: паузы и интонацию. С их помощью можно передать различные смысловые оттенки.

Препинание – остановка, задержка в речи, движении, действии.

Всего в русском языке 10 знаков препинания:
 
. – точка;				! – восклицательный знак;
… – многоточие;				? – вопросительный знак;
, – запятая;				–  – тире;
; – точка с запятой;			( ) – скобки (круглые);
: – двоеточие;				« » – кавычки.

 

 

§ 1.55. Точка

Знак препинания, который ставится в конце повествовательного и побудительного предложений, если в них дополнительно не выражены эмоции (чувства): У меня есть книга. Возьми почитать.

Точка может стоять после цифры или буквы при обозначении пункта, отделяя их от текста:

А. Пойми этот пункт.
Б. Двигайся дальше.
В. Перечитай книгу снова.
1. Первое действие.
2. Второе действие.
3. Третье действие.

Точка используется при сокращении в написании слов: т. е. (то есть), ед. ч. (единственное число) и др. (другие).

Кроме этого точка может быть использована для отделения цифр при написании даты: 05.11.07.

Точка может быть использована при нумерации самостоятельных частей текста (разделов, статей и т. п.). Например: § 1.55.

 

 

§ 1.68. Организующая схема русского языка

Организующая схема русского языка
Организующая схема русского языка

 

 

 

 

Н

1. Предлог На (кого-что и ком-чём).

ПРИМЕЧАНИЕ: этот предлог может иметь до пятидесяти различных значений (и даже более) во множестве частных случаев. Устанавливая связь между словами (когда одно из них выражает признак или действие), предлог «на» обретает смысл по значению тех слов, которые он связывает, поэтому нет необходимости приводить все варианты его употребления. Например: ходьба на лыжах (ходьба – перемещение по поверхности + лыжи – плоские деревянные полозья, прикрепляемые к ногам для перемещения по снегу = перемещение по снегу при помощи прикреплённых к ногам деревянных полозьев --> предлог на связывает слова при указании способа действия); похож на отца (похож – обладает одинаковыми признаками с кем/чем-либо + отец – мужчина по отношению к своим детям = чей-то ребёнок обладает одинаковыми чертами со своим родителем -->предлог на связывает слова при указании сходства, соответствия); положиться на друга (положиться – проявив доверие, рассчитывать получить содействие + друг – человек, близкий по интересам = ожидать содействия от кого-либо --> предлог на связывает слова при указании лица, касательно которого проявляется то или иное отношение, чувство) и т. п.

Далее приведены наиболее общие значения, которые обретает этот предлог, когда соединяет слова.
  1. Связывает слова при указании поверхности предмета, а также области, места и т. п., где кто/что-либо находится, происходит. Собраться на площадке. Шапка на голове. Надето на гвоздь. Сидеть нога на ногу. Прятаться на чердаке. Висеть на дереве. || При указании лица, облачённого, одетого во что-либо. Халат на докторе. На нём погоны. Что ты на себя напялил?
  2. Связывает слова, когда хотят сообщить о лице, предмете, месте, явлении и т. п., к которым устремлено, направлено действие или обращено что-либо. Иди на зов. Поезд на Самару. Дави на тормоз. Окна на реку. Вход на стадион. Посмотри на это. Я на тебе отыграюсь! Драться один на один (против одного). Выступить на собрании.
  3. Связывает слова, когда хотят сообщить о состоянии, качестве и т. п., в которое кто/что-либо переходит (перешёл или перейдёт) в результате действия. Пойти на пенсию. Отправим его на лечение. Заступил на вахту. Переведи на русский. || При указании сферы проявления какого-либо состояния, чувства, свойства и т. п. Не сдержан на язык (болтлив). Кошки на душе скребут (тоскливо). Лёгок на подъём (быстро действует). На людях неловко. Только деньги на уме.
  4. Связывает слова при указании цели действия, назначения чего-либо; для. Сдать вещи на хранение. Заявление на имя директора (адресовано кому-либо). Выехать на учения. На всякий случай. Разрешение на обыск. Работать на дядю (для чьей-либо пользы, в угоду кому-либо). || При указании предмета, явления, признака, для выявления которых предназначено, производится действие. Испытание на выносливость. Проверка на пригодность. Разведка на уголь.
  5. Связывает слова при указании способа действия, средства, характера осуществления чего-либо. Скакать на лошади. Закрыть на замок. Кататься на санках. Драться на ножах. На всех парусах. Затормозить на полном ходу.
  6. Связывает слова при указании формы существования предмета, лица, явления и т. п. На казённых харчах. Сидеть на диете. Сапоги на меху. Куртка на молнии. || При указании основы, опорной части чего-либо. Туфли на каблуках. Машинка на колесиках. Избушка на курьих ножках.
  7. Связывает слова при указании меры, количества, времени, периода, срока и т. п. Зайду на днях. Стол на шесть персон. Улетел на три метра. Десять умножить на два. Работы на пару минут. Разделить на троих. || При повторении существительных, когда сообщают о чём-либо ярко выраженном. Дыра на дыре. Со дня на день (очень скоро). В этой конторе жулик на жулике. Переминаться с ноги на ногу (быть в нерешительности, смущаться). Дурак на дураке сидит и дураком погоняет.
  8. Связывает слова при указании лица, группы, учреждения, несущего ответственность за кого/что-либо или наделённого какими-либо правами. На нём пять убийств. На кого ж ты нас покинул? Забота на наш отдел легла. Весь дом на ней. Возьми командование на себя. Вали всё на соседа.
  9. ◊ На том пути (разг.) – по возвращении назад, обратной дорогой. Зайдём к нему на том пути. На том пути не забудь хлеба купить.

 

2. Междометие На. Выражает предложение взять, получить что-либо; бери; получай. Вот твоя книга, на. Малыш, на конфетку. На, заработал! || Возглас, сопровождающий удар, побои. На тебе, на! По уху ему на!

◊ Вот тебе (и) на! – восклицание по поводу чего-либо неожиданного, удивительного. Вот те на, сходил за хлебом! Вот тебе и на, приехали.

На-ка (накось) выкуси – ничего не добьёшься, не выйдет! «Рекордсмена портить мне – накось выкуси!» (В. Высоцкий). Не будет у тебя первого места, на-ка вкуси!

На тебе! – восклицание, выражающее недовольство, удивление от чего-то неожиданного. Стою я на светофоре, и на тебе – мотор заглох. На тебе! Ключи потерял.

Наверно; Наверное, в зн. вводного слова. Вводится при предположении, догадке; по всей видимости; скорее всего. У неё, наверное, выходной. Наверно, сегодня не мой день. Мы могли бы справиться с ним, наверное.
[от наречия Наверно; Наверное (см.)].

Наверняка, в зн. вводного слова. Вводится при предположении с долей уверенности; можно быть уверенным. У него, наверняка, снова гости. Наверняка, начальника не будет до обеда. Он забыл купить спички, наверняка.
[от наречия Наверняка (см.)].

 

 

Основы русского языка

Справочник по грамматике под названием: «Основы русского языка: свободное понимание» вышел в свет в рамках серии «Высшее образование»!!!

Книга выстроена по принципу постепенности и не содержит научной терминологии. Это исчерпывающий свод основ языка, где нет ничего лишнего, и в то же время имеется всё, что необходимо знать человеку грамотному.

Уже есть первые отзывы и результаты:

«Cергей, доброго времени суток! Хочу выразить огромную благодарность за то огромное и благородное дело, которое вы воплотили в жизнь. Книга действительно проста в изложении и доступна для понимания. Все четко и ясно, нет ничего лишнего. Я раньше думала держать ее на работе, а теперь, проведя занятия в школе, уношу ее домой. Оказывается, я сама не понимала до конца многих вещей, но благодаря книге, постепенно все приходит на свои места. Спасибо! Творческих успехов вам!»

«Сергей, действительно справочник классный! Как мне сказал один мой студент: "Выстроен с математической точностью", пользуюсь, очень довольна!!!!»

«Сергей Евгеньевич! Книгу получила! Спасибо! Просто, ясно, доступно!»

«Во-первых, извините за долгое молчание. Во-вторых, примите мои поздравления за созданную Вами книгу. Она прекрасна! В ней есть всё, чтобы понять русский язык. Уверена, что книга станет настольной и для меня, и для моего сына. Большое Вам спасибо за то, что так оперативно мне её выслали. Вы настоящий друг! Может быть, подружимся?»

«Сергей, здравствуйте. Наконец-то получила (но только 1) Вашу книгу! БЕСПОДОБНО!
Я временами сама хотела собрать воедино все правила с примерами по русскому языку)))
Дети да и взрослые, действительно, не имеют под рукой такого УНИКАЛЬНОГО ПОСОБИЯ... и откуда быть грамотными, если отучившись год в каком-либо классе после каникул ПОЧТИ ВСЁ вылетает из головы… СПАСИБО ОГРОМНОЕ ВАМ ЗА ТРУД! жду 2-ую книгу».

«Сергей, я в восторге!!! Ваш учебник - "Основы Русского языка" - великолепен!!!
Я обрёл крылья. Занимаясь со своими учениками, я теперь могу им помочь эффективнее, как репетитор.
Я ещё автор текстов для сайтов. Для меня самого многое было препятствием и в общении и в письме - например - определения предлогов и множественное определение предметов. Я считал себя слабым в передаче идей с помощью текста, хотя и не плохо зарабатываю этим.
Ваш учебник не просто наполнил меня осознанием - что у меня всё получится - он дал мне на практике ощутить, что многое получается. Например, я стал быстрее писать, так как меньше думаю над возможными ошибками - я перестал их делать.
В то же время, я вижу, что мне нужно ещё подтянуть - раньше я этого даже не видел».

Основы русского языка

Art73.ru

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Добавить свою работу
Написать отзыв
На главную страницу




ДОБАВЬ ТЭТУ В ИНТЕРНЕТ
Саентология и Дианетика
СОЗДАЙ СВОЙ САЕНТОЛОГИЧЕСКИЙ САЙТ


Вы можете отблагодарить автора сайта - R200967916464 (WM-кошелек)
Полученные средства будут использованы на продвижение Саентологии в Интернете.